Примеры стрессовых ситуаций у подростков

Стресс у подростков (стр. 1 из 2)

Примеры стрессовых ситуаций у подростков

Министерство образования и наук РФ

Федеральное агентство по образованию

Государственное образовательное учреждение высшего

профессионального образования

«Воронежский Государственный Педагогический Университет»

Доклад на тему:

Подростковый стресс.

Выполнил: Павлов С. А.

Проверил: Юров Ю. В.

Воронеж 2011

Подростковый возраст – самый сложный период в жизни человека. Это время, когда все чувства обострены: если любишь, то со всей страстью; если ненавидишь, то со всей злостью; если дружишь – со всей душой.

А потому любой конфликт, самое ничтожное недопонимание может обернуться настоящей душевной драмой для впечатлительного подростка.

Вот почему подростковые стрессы – явление вполне обычное, практически обязательное.

Причины подросткового стресса

Причиной стресса в подростковом возрасте может стать как действительно серьёзная неприятность, так и незначительная обида на близкого человека. Безусловно, самые сильные подростковые стрессы случаются, когда ребенок сталкивается с ситуацией опасности или насилия. Стрессы по такой причине характерны для людей любого возраста, но самый глубокий след они оставляют именно на психике подростка.

Подростковый возраст – время, когда психика полностью меняется; это период, когда ребёнок постепенно трансформируется во взрослого человека. И если в этот период подросток переживает серьёзный стресс, у него мало шансов стать гармоничной, открытой и доброжелательной личностью.

Наверняка, последствием стрессового состояния в подростковом возрасте станет какой-либо комплекс неполноценности или замкнутость, или фобия. Ситуации применения насилия или столкновения с опасностью, несомненно, относятся к серьёзным причинам подросткового стресса.

Другими – болезненными для психики подростка причинами являются:

  • смерть близкого человека;
  • развод родителей.

Дети близко к сердцу воспринимают даже малейший конфликт в семье. Что уж и говорить о такой семейной драме, как развод. Из-за сверхчувствительности и повышенной мнительности многие подростки безо всяких на то оснований начинают во всех семейных неурядицах винить себя. Им кажется, что с ними что-то не так, поэтому и вокруг одни неприятности.

Подростки мучительно страдают, когда родители их не понимают, когда мать с отцом постоянно ссорятся, когда кто-либо из родных серьёзно заболевает.

Также значимой причиной для стресса является проживание подростка в неблагоприятных условиях: с пьющими родителями, в коммунальной квартире рядом с неприятными соседями, на опасной территории, в абсолютной бедноте и т.д.

Менее важными с позиции взрослого человека, но не менее значимыми для подростка являются сложные ситуации в школе как причина стресса. Поводом для длительных и глубоких переживаний подростка может стать конфликт с учителем или с одноклассниками.

Так как в подростковом возрасте огромное значение имеет общение со сверстниками, проблемы с друзьями являются самым настоящим несчастьем для подростков. Ссоры с друзьями могут стать причиной не только стресса, но и более серьёзных психических расстройств, могут заметно сказаться на интеллекте развивающейся личности.

А уж расставание с любимым человеком в подростковом возрасте и вовсе грозит обернуться настоящей трагедией. Поскольку подростки всё чувствуют по максимуму, им кажется, что они теряют единственную любовь в жизни, что сама жизнь утрачивает всякий смысл без возлюбленного или возлюбленной. Поэтому нередко расставание с любимым человеком доводит подростка до попытки самоубийства.

Другой потенциальной причиной стресса у подростка является проблема с успеваемостью в школе. Особенно сильно давят на психику ребенка завышенные требования к нему со стороны школы.

Он легко может погрузиться в уныние из-за несправедливо заниженной оценки, удариться в панику от обилия грядущих экзаменов, впасть в отчаяние от непомерных объёмов домашнего задания. Малейшие затруднения в школе для сознательных подростков зачастую являются единственными причинами стресса.

Усугубить ситуацию могут завышенные ожидания родителей. Точно так же перегрузка во внеурочной деятельности: в спортивных секциях, в творческих кружках – запросто может вызвать стресс у подростка.

И, конечно же, для любого подростка стрессовой ситуацией является смена школы. Его отрывают от друзей, которые в этом возрасте ему необходимы чуть ли не больше, чем родители, помещают в новый класс, вынуждают привыкать к новым учителям, новым правилам, новой обстановке. Это очень серьёзный стресс для заново формирующейся психики подростка.

Помимо семьи и школы, причиной стресса для подростка может стать моральная неготовность к физическому взрослению и изменению тела.

Большинство девочек-подростков сегодня изводят себя различными диетами и физическими нагрузками только из-за того, что им мерещится собственная полнота.

Мальчики в этом возрасте могут сильно комплексовать из-за слишком высокого, на их взгляд, роста, из-за неповоротливости, отсутствия популярности в школе и т.д.

Таковы серьёзные и «детские» поводы для недетских переживаний подростков.

Симптомы подросткового стресса

Стресс – опасное явление для подростка. А потому родители должны быть особенно внимательными к детям этого возраста, чтобы предотвратить погружение подростка в стрессовое состояние или вовремя начать борьбу со стрессом. Однако, чтобы начать бороться, надо сначала обнаружить стресс. По каким же симптомам можно догадаться, что подросток находится в состоянии стресса?

Первым признаком стресса является отдаление подростка от его сверстников и близких людей. Вольно или невольно он становится замкнутым и одиноким. Не хочет отвечать на телефонные звонки, не желает никого видеть. Причиной этого отдаления от людей зачастую бывает резкое понижение самооценки, появление неуверенности в собственных силах, ощущение, что весь мир его не понимает и не принимает.

Другим симптомом подросткового стресса является рассеянность внимания, забывчивость подростка. Он забывает, что было вчера, не замечает знакомых на улице, постоянно витает в облаках и не может ни на чём сосредоточиться. Родителям в этом случае нельзя ругать своего ребёнка, надо его понять и постараться помочь, обратившись за помощью к психологу.

Следующим признаком подросткового стресса является постоянно утомлённое состояние. Ребенок практически не спит, не ест или же наоборот активно «заедает своё горе» и целыми днями пребывает в сонном состоянии. В любом из этих случаев подросток угрюм, измучен, апатичен.

Однако бывают и несколько другие проявления стресса. К примеру, циклическая смена настроения: от состояния беспредельной радости подросток тут же переходит к состоянию глубокого расстройства. Другим примером изменения настроения подростка при стрессовом состоянии является появление агрессии.

Его раздражают люди, интересующиеся его жизнью, выводят из себя любые мелочи. Внезапная гиперактивность подростка довольно часто также является симптомом стресса. Подросток старается ни секунды не стоять на месте, не сидеть без дела, пытаясь отвлечься или забыться.

Подросток панически боится, остановившись, вспомнить, «остаться наедине» с причиной своего стресса.

Признаком подросткового стресса, помимо уже упомянутого переедания, являются и другие вредные привычки: «поминутное» курение, частое распитие алкогольных напитков, ежедневный шопинг. Симптомом стресса, вызванного недовольством подростка собственной фигурой, является чрезмерное стремление похудеть.

Влияние стресса на человека

Стресс, пережитый в переходном возрасте, может отрицательно сказаться на перестраивающемся физически организме подростка и на его изменяющейся психике.

1) Ухудшение физического здоровья. Научно засвидетельствован тот факт, что люди, столкнувшиеся со стрессом в подростковом возрасте, имеют ослабленный иммунитет и намного чаще серьёзно заболевают в зрелом возрасте, чем те, чьё отрочество было благополучным.

2) Ухудшение психического здоровья. Подростковый стресс, если с ним не бороться, может перерасти в депрессию. А депрессия в переходном возрасте может спровоцировать суицид.

Борьба со стрессом

Родители должны помочь своему ребёнку справиться со стрессом, так как самостоятельно подросток не в состоянии преодолеть психологический кризис.

Самым лёгким и при этом наиболее эффективным методом борьбы с подростковым стрессом является демонстрация безграничной любви и ласки, а также проявление внимания и понимания со стороны родителей. Даже если, на первый взгляд, подросток не принимает Вашу заботу и внимание, поверьте, он очень в них нуждается в трудную минуту.

Также родителям необходимо выказывать доверие подростку. Не следует принимать за него решения в каких-либо жизненных ситуациях, он уже не совсем ребёнок и имеет право начать самостоятельно выстраивать свою жизнь.

Если ребенок перегружен внеурочной деятельностью, именно родителям следует убедить его выбрать что-то одно: или спортивную секцию, или уроки в музыкальной школе. Иначе подросток так и будет выбиваться из сил, стараясь во всём преуспеть, и в итоге погрузится в стрессовое состояние.

Усугубить психологический кризис может стремление подростка скрыть ото всех причину своего стресса. Родители должны во что бы то ни стало убедить ребенка выговориться, выплеснуть накопившиеся отрицательные эмоции, поделиться своими страхами и переживаниями.

Источник: https://mirznanii.com/a/202749/stress-u-podrostkov

Обучение стресс-совладающему поведению подростков в различных социально-психологических ситуациях

Примеры стрессовых ситуаций у подростков

Елена Колошникова
Обучение стресс-совладающему поведению подростков в различных социально-психологических ситуациях

Педагог-психолог Колошникова Е. А.

ГБУ “Психолого-педагогический центр” г. Тольятти

Обучение стресс-совладающему поведению подростков в различных социально-

психологических ситуациях.

«Стресс – это не то, что с Вами случилось, а то, как Вы это воспринимаете»

Стресс – состояние человека, возникающее в ответ на разнообразные экстремальные воздействия, реакция организма на неблагоприятное воздействие. В переводе с английского языка стресс буквально переводится как напряжение. Г. Селье говорил о том, что стрессовое состояние испытывают все люди.

Подростковый возраст очень важный и сложный период в жизни человека. Именно в этот период закладывается характер, образ жизни, привычки и т. д. От того, как прошёл этот период зависит будущее человека. Это очень бурный и противоречивый жизненный этап.

Особое значение на развитие подростка оказывает умение ребёнка переживать психологический стресс и правильно выходить из него Стрессы у подростков – явление сложное и может протекать довольно бурно на фоне гормональной перестройки организма.

Любой конфликт, малейшее недопонимание может вывести подростка из состояния равновесия. Пустяковый конфликт с одноклассниками, учителями, непонимание в семье, незаслуженно низкая самооценка и т. д.

Взрослому покажутся эти события пустяковыми, а у подростка они могут вызвать серьёзный стресс.

К стрессу приводят разные причины. Среди них можно выделить и физиологические и психологические факторы.

Причиной стресса могут выступать различные проблемы, такие как:

-проблемы,связанные с самооценкой,

– проблемы, связанные с семьей,

– проблемы, связанные с взаимоотношениями с друзьями,

– проблемы, связанные с психологической неготовностью к физиологическому взрослению,

– проблемы, связанные с противоположным полом,

– проблемы во взаимоотношениях со значимыми взрослыми.

– школьный стресс.

Но наиболее травмирующим для психики подростка является стресс, вызванный болезнью, смертью, пьянством близких им людей.

Постоянная жизнь в стрессе, когда превалирует чувство беспомощности, приводит подростков к мысли о том, что не стоит что-либо менять, так как ни к чему хорошему это не приведёт. Подростки часто ждут, что решение придет спонтанно из внешнего окружения, которое, однако, не приходит.

Они считают себя жертвами обстоятельств и решение проблем взаимоотношений сводится к желанию изменить другого человека. Поэтому особенно важно именно в подростковом возрасте учить правильно выходить из стрессовой ситуации, другими словами овладеть навыками стресс-совладающего поведения.

Стресс у подростков является угрожающим фактором в их развитии, социализации и адаптации, поэтому каждая проблема особо остро отражается на психике ребенка.

Стресс-совладающее поведение определяется, как сумма когнитивных и поведенческих усилий, затрачиваемых индивидом для ослабления влияния стресса.

В самом общем понимании совладающее поведение характеризуется, как готовность индивида решать жизненные проблемы.

Психологическое предназначение такого поведения состоит в том, чтобы как можно лучше адаптировать человека к требованиям ситуации.

Понятие «совладающие стратегии» также широко интерпретируется как процесс управления ресурсами. Предполагается, что процесс совладания с жизненными трудностями есть по сути процесс мобилизации личностных ресурсов и ресурсов среды, оптимального их использования.

Психологами выделено 8 стратегий «совладающего поведения»:

1. Стратегия противостоящего совладания – состоит из агрессивных усилий человека изменить ситуацию, проявления неприязни и гнева в отношении того, что создало проблему.

2. Стратегия дистанцирования – описывает попытки индивида отделить себя от проблемы, забыть о ней.

3. Стратегия самоконтроля – заключается в старании регулировать собственные чувства и действия.

4. Стратегия поиска социальной поддержки – состоит из усилий индивида найти в обществе информационную, материальную и эмоциональную помощь.

5. Стратегия принятия ответственности – заключается в признании своей роли в порождении проблемы и в попытке не повторять прежних ошибок.

6. Стратегия избегания – складывается из усилий человека избавиться от проблемной ситуации, уйти из неё.

7. Стратегия планового решения проблемы – состоит в выработке плана действий и следования ему.

8. Стратегия позитивной переоценки – описывает усилие человека придать позитивное значение происходящему, его попытку справиться с трудностями путем интерпретации обстановки в позитивных терминах.

Все восемь типов стратегий совладания с жизненными трудностями охватывают совершенно разные ориентации личности.

Чтобы справиться с ситуацией, она либо атакует окружающих, либо пытается получить от них помощь, либо бежит от этой ситуации, либо отделяет себя от данной проблемы, либо придает ситуации позитивное значение, либо фокусирует внимание на своем эмоциональном состоянии и поведении (стремление сдерживать свои чувства и в дальнейшем не совершать подобных ошибок, либо, наконец, сосредоточивается на решении проблемы.

В основном эти стратегии исключают друг друга, но иногда – дополняют. Практика показывает, что каждый второй человек, оказавшийся в трудной ситуации, использует одновременно несколько стратегий совладания.

По оценке ряда исследователей, эффективно использование нескольких способов совладания с негативными событиями, в особенности с применением практических шагов. Неэффективной являются стратегия избегания и позитивная переоценка ситуации.

В стратегии позитивной переоценки кризисной ситуации содержится ловушка. Придание позитивного значения затруднительным обстоятельствам уменьшает дистресс и служит эмоциональному приспособлению к стрессу.

В то же время, подобный, во многом искусственный, перенос внимания отвлекает от решения конкретных практических проблем. Очевидна неэффективность и стратегии избегания («голова в песок»).

По каким же симптомам можно догадаться, что подросток находится в состоянии стресса?

– Первым признаком стресса является отдаление подростка от его сверстников и близких людей. Вольно или невольно он становится замкнутым и одиноким.

Не хочет отвечать на телефонные звонки, не желает никого видеть.

Причиной этого отдаления от людей зачастую бывает резкое понижение самооценки, появление неуверенности в собственных силах, ощущение, что весь мир его не понимает и не принимает.

– Другим симптомом подросткового стресса является рассеянность внимания, забывчивость подростка. Он забывает, что было вчера, не замечает знакомых на улице, постоянно витает в облаках и не может ни на чём сосредоточиться. Родителям в этом случае нельзя ругать своего ребёнка, надо его понять и постараться помочь, обратившись за помощью к психологу.

– Следующим признаком подросткового стресса является постоянно утомлённое состояние. Ребенок практически не спит, не ест или же наоборот активно «заедает своё горе» и целыми днями пребывает в сонном состоянии. В любом из этих случаев подросток угрюм, измучен, апатичен.

Однако бывают и несколько другие проявления стресса. К примеру, циклическая смена настроения: от состояния беспредельной радости подросток тут же переходит к состоянию глубокого расстройства.

Другим примером изменения настроения подростка при стрессовом состоянии является появление агрессии. Его раздражают люди, интересующиеся его жизнью, выводят из себя любые мелочи.

Внезапная гиперактивность подростка довольно часто также является симптомом стресса. Подросток старается ни секунды не стоять на месте, не сидеть без дела, пытаясь отвлечься или забыться.

Подросток панически боится, остановившись, вспомнить, «остаться наедине» с причиной своего стресса.

Рекомендации родителям по профилактике стресса у детей.

Общие рекомендации:

• обязательные ежедневные прогулки;

• хорошее питание;

• соблюдение режима дня;

• общение с родственниками и друзьями;

• физические нагрузки;

• обращение к психологу;

• расслабление с помощью прогулки в парке, просмотра мультфильмов, посещения развлекательных центров или кафе, массажа и т. д.

Наладьте взаимоотношения с ребенком, чтобы он чувствовал себя спокойно и уверенно:

• слушайте своего ребенка;

• проводите вместе с ним как можно больше времени;

• рассказывайте ему о своих детских поступках, победах и неудачах;

• если в семье несколько детей, постарайтесь общаться не только со всеми вместе, но и сумейте уделить внимание каждому в отдельности

• принимайте вашего подростка безусловно, т. е. любите его не за то, что он красивый, умный, отличник, помощник и т. д., а просто так, просто за то, что он есть

Все это мы давно знаем…

• Никогда не стоит сравнивать ребенка с другими детьми (только с самим собой). Тем более нельзя сравнивать с братьями и сестрами;

• Никаких физических наказаний и словесных оскорблений! Конечно, есть поступки за которые можно и наказать. Придумайте каким образом это сделать: обидеться на ребенка, отказаться от запланированного совместного мероприятия, запретить пользоваться компьютером, ввести «исправительные работы» по дому и т. п

• Хвалить ребенка необходимо с умом – не захваливать, а отмечать конкретные дела;

• Учите справляться ребенка с трудными задачами. Вместе с ребенком разделите сложную операцию на отдельные этапы, выполняйте все постепенно, медленно, шаг за шагом.

• В воспитании необходимо придерживаться золотой середины. Выбирая стиль воспитания, избегайте авторитарного и не предоставляйте излишней свободы, приводящей к вседозволенности.

Обратите внимание на свое эмоциональное состояние:

• Следите за собой, особенно если вы находитесь под действием стресса и вас легко вывести из равновесия. В этом случае лучше отложить совместные дела с ребенком (если это, конечно, возможно).

• В те минуты, когда вы расстроены или разгневаны, сделайте для себя что-нибудь приятное, то, что могло бы вас успокоить: примите душ, выпейте чаю, послушайте любимую музыку и т. д.

• Следите за своей речью. Постарайтесь, чтобы тон голоса был спокойным, доброжелательным. Даже если ребенок провинился, старайтесь не кричать на него, и уж ни в коем случае не угрожать. Лучше разобрать неприятную ситуацию в спокойной обстановке, когда и ребенок, и взрослый успокоятся и будут готовы к диалогу.

• У родителей с низкой самооценкой не может быть детей с высокой самооценкой. Поэтому постоянно работайте над собой: выясните что вас больше всего тревожит. Не пытайтесь обмануть себя уговорами что все не так, как вам показалось в первый раз, когда вы мысленно ответили на свой вопрос. Будьте откровенны сами с собой.

Принимайте своего ребенка безусловно!

• Посмотрите, насколько вам удается принимать вашего ребенка.

Для этого в течение 2-3 дней посчитайте, сколько раз вы обратились к нему с положительными высказываниями (приветствием, одобрением, поддержкой, и сколько – с отрицательными (упреком, замечанием, критикой). Если количество отрицательных обращений равно или превышает число положительных, то с общением у вас не все благополучно.

• Обнимайте своего ребенка не менее 4-х раз в день (обычное утреннее приветствие и поцелуй на ночь не считаются). Примечание: не плохо то же делать и по отношению к взрослым членам семьи.

Источник: https://www.maam.ru/detskijsad/obuchenie-stres-sovladayuschemu-povedeniyu-podrostkov-v-razlichnyh-socialno-psihologicheskih-situacijah.html

Стрессовые ситуации в жизни современного школьника

Примеры стрессовых ситуаций у подростков

Будущее страны целиком и полностью зависит от подрастающего поколения. Именно поэтому важно поддерживать физическое и психологическое здоровье школьников.

Стресс – один из факторов, пагубно влияющих на психику ребёнка и, как следствие, на состояние в целом.

В данной статье рассмотрены основные стрессовые факторы, влияющие на школьников, а также предложены возможные пути выхода из стрессовых ситуаций и их предупреждение.

Ежедневно каждый из нас сталкивается с огромным количеством стрессов. При этом очень сложно контролировать свои эмоции (точнее свою реакцию на окружающее), и для человека становится характерно состояние плохого настроения и вспышек взрывов на окружающих.

Особенно ярко это проявляется у детей, которые в меньшей степени владеют своими эмоциями.

Именно поэтому данная тема очень важна: будущее нашей страны, да и мира в целом, зависит от подрастающего поколения, и в наших интересах, чтобы дети росли психологически и физиологически здоровыми, готовыми к ситуациям, которые ставит реальный мир.

Понятие стресса введено канадским учёным Гансом Селье. Он определил стресс как совокупность адаптационно-защитных реакций организма на воздействия, вызывающие физическую или психическую травму. Человек способен научиться адекватному поведению в различных стрессовых ситуациях, использовать средства психологической защиты. Однако взрослому это сделать гораздо легче, чем подростку.

Обозначим стрессовые ситуации, которые наиболее типичны для современного школьника

Одним из основных источников стресса для школьника являются конфликтные ситуации с педагогом, агрессивная, эмоционально неблагоприятная среда, а также конфликты между родителями и школой.

Страх унижения, упрека в несостоятельности – также источник стресса.

Стоит отметить, что в классах с жестким педагогом примерно в 3 раза повышается общая заболеваемость учеников, а также возникают неврологические расстройства, что не наблюдается в классах со спокойным, доброжелательным учителем.

Интенсификация учебного процесса

Данная ситуация возможна в разных случаях. Например, при переходе из одного звена средней школы в другое или из-за смены преподавателя и, как следствие, методикой обучения. Важно, что при этом у ученика появляется стрессовый фактор – нехватка времени. Это приводит не только к снижению качества при выполнении домашних заданий, но и к психологическому напряжению, переживаниям ребёнка.

Конфликтные ситуации со сверстниками

Как правило, для подростка в период становления личности очень важно мнение окружающих, особенно сверстников. Как показывают исследования, именно неумение, невозможность добиться расположения одноклассников чаще всего является причиной стресса подростков.

Ученик испытывает сильные эмоциональные переживания, при этом снижается успеваемость школьника, изменяется поведение. Взрослые зачастую не замечают этого, и в подавляющем большинстве случаев они не могут помочь подростку найти свое место в коллективе сверстников.

Ни учителя, ни родители не видят также изменений в содержании общения со сверстниками на протяжении подросткового возраста. А именно в этом возрасте подросток больше всего нуждается в помощи взрослого, но взрослые мало чем могут ему помочь, так как не воспринимают его проблем.

И это самая большая беда!

Адаптация в новой школе

Ещё одной причиной стресса является смена обстановки. Новая школа, новые учителя, новые знакомства, новые правила.

…Зачастую подростку достаточно сложно адаптироваться, процесс приспособления проходит трудно и для ученика, и для класса в целом, и это влияет на психологическое состояние учащихся.

Подростка просто не знает, как себя вести – возникает стрессовая ситуация. Также у детей наблюдаются частые головные боли, появляется страх посещения школы.

ЕГЭ

Единый государственный экзамен является одной из наиболее стрессовых ситуаций в жизни современного школьника. Многие родители и учителя считают, что если ребенок не сдаст экзамен, то многие двери перед ним закрыты, и требуется много времени, чтобы получить новый шанс.

Школьник, осознавая это, начинает сильно переживать, находится в напряжении, а это пагубно влияет на учебный процесс и на психическое здоровье. Результатом этого может стать то, чего выпускник боится больше всего: он получает низкий или недостаточный для поступления в ВУЗ балл.

Свидетельством такого влияния служат многочисленные случаи суицида. Как отмечали СМИ, в последние годы количество самоубийств из-за экзаменов среди школьников растёт.

Официальной статистики самоубийств из-за перенагрузки или несданного экзамена не ведется.

Однако известно, что за последний десяток лет количество молодежных суицидов выросло в три раза, выведя Россию в лидеры по общему числу самоубийств.

Анализ стрессового состояния школьников на примере одной из школ города Таганрога

Для практического анализа стрессового состояния школьников на базе одной из школ города были проведены различные опросы и тесты, а также произведён анализ успеваемости в зависимости от возраста и событий. С этой целью мы использовали методику – «Шкала тревожности», разработанную по принципу «Шкалы социально-ситуационной тревоги Кондаша».

Общий уровень показывал, что у наибольшей части опрошенных нормальный уровень тревожности, однако есть и другая часть. Особого внимания требуют, прежде всего, учащиеся с высокой и очень высокой общей тревожностью.

Как известно, подобная тревожность может порождаться либо реальным неблагополучием школьника в наиболее значимых областях деятельности и общения, либо существовать как бы вопреки объективно благополучному положению, являясь следствием определенных личностных конфликтом, нарушений в развитии самооценки и т.п.

Интересно, что на вопрос «Как изменился уровень Вашего постоянного стресса за последние три месяца учебы» большинство учащихся девятых и одиннадцатых классов ответили «Незначительно возрос», а большинство десятых «Незначительно уменьшился».

Это позволяет сделать вывод, что стресс влияет на учащихся выпускных классов всё больше и больше по мере приближения к экзаменам.

Учащиеся же 10-х классов воспринимают свой учебный процесс как некую передышку, считая, что у них достаточно времени для подготовки к ЕГЭ.

У большинства учащихся стресс, связанный с учёбой, проявлялся в плохом настроении, депрессии, ощущении беспомощности, плохих снах и головной боли.

100% опрошенных считают себя подверженными стрессу в школе. Среди самых типичных стрессовых ситуациях 75% выделили большие учебная нагрузка, ожидание Единого Государственного экзамена. Напряженные отношения с учителями и сверстниками отметили 48% учащихся. Все опрошенные признали, что испытывают трудности в преодолении стрессовых ситуаций и замечают ухудшение качества учебного процесса.

Как было сказано выше, наличие стрессовых ситуаций напрямую зависит от учебного процесса, поэтому, на мой взгляд, можно предложить школе:

  • снижение объема суммарной образовательной нагрузки;
  • совершенствование работы по профессиональной ориентации и предпрофильной подготовке учащихся;
  • сохранение возможностей обучаться в общеобразовательных классах для подростков, не определившихся с профилем обучения;
  • приоритет таких вариантов профильного обучения, которые предполагают индивидуализацию образовательного процесса, возможность обучения в малых группах;
  • реализация личностно-ориентированного подхода в обучении старшеклассников с учетом возрастно-половых особенностей их умственной работоспособности

Школьникам можно предложить три способа управления стрессом:

  1. Усиление контроля: чем он сильнее, тем меньше стресс.
  2. Реальная оценка стрессовой ситуации. Это не только поможет распознать тип стрессовой ситуации, но и решить, в каких случаях нужно действовать, а в каких – примириться с действительностью.
  3. Учиться умению решать проблемы и вырабатывать правильную стратегию борьбы.

Ежедневная физическая нагрузка и правильный режим питания – помощь борьбы со стрессом.

Установлено что под воздействием физических упражнений в организме выделяются эндорфины – особые химические вещества, ослабляющие боль, улучшающие настроение и прерывающие цикл беспокойства, иначе говоря, стресс. Физические упражнения отвлекают человека от проблем, которые стали причиной напряжения. Поэтому мы рекомендуем:

  1. ежедневно выполнять простые физические упражнения, например, наклоны, приседания, ходьба на месте, упражнения для головы и плеч и т.д.;
  2. установить режим дня и режим питания;
  3. чаще бывать на свежем воздухе, выполнять дыхательные упражнения.

В заключении хочется отметить, что стресс нельзя однозначно рассматривать как что-то хорошее или плохое.

В некоторых стрессовых ситуациях, например в спорте, ответная реакция на стресс играет роль помощника – обостряет внимание и зрение, ускоряет реакцию, прибавляет сил и т.д. – то есть мобилизует организм на борьбу с внешними факторами.

В других ситуациях, наоборот, стресс ведёт к истощению организма, решения и действия в таком состоянии могут быть неадекватными ситуации.

Стоит помнить, что вред приносит не стресс как таковой, а реакция человека на стрессовую ситуацию. Неадекватная реакция на стресс может напрямую повлиять на здоровье: возможна потеря аппетита, усталость, головная боль, человек более подвержен инфекциям, вирусам, сердечным приступам.

Жизнь современного человека, а в особенности подростка, невозможна без стрессов. Поэтому, чтобы избежать неприятных последствий стресса, необходимо принимать меры сразу же после появления первых симптомов!

Источник: https://novainfo.ru/article/3237

6 распространенных причин возникновения стресса у подростков | Психологический центр «ТОЧКА»

Примеры стрессовых ситуаций у подростков

Все подростки сталкиваются со стрессом в том или ином виде, но многие переживают стресс такого уровня, что его можно сопоставить со стрессом взрослого человека. Обращаете ли вы внимание на то, оказывается ли ваш ребенок в ситуациях, которые могут повысить уровень стресса?

В соответствии с данными исследования, проводимого Американской Психологической Ассоциацией Стресса в Америке, уровень стресса у подростков примерно совпадает с уровнем стресса у взрослых.

При этом, результаты этого исследования показывают, что подростки не только с трудом определяют, что их уровень стресса выше нормы, но также они недооценивают воздействие стресса на их собственное психическое и физическое здоровье.

Немного о стрессе в подростковом возрасте в цифрах:

  • В подростковом возрасте к самым распространённым источникам стресса относят: 1) школу (83%), 2) поступление в престижный ВУЗ или сам процесс выбора, чем заниматься после школы (69%) и 3) финансовую ситуацию в семье (65%);
  • Многие тинейджеры жалуются на бессонницу (35%), переедание или употребление нездоровых продуктов (26%), пропуск приемов пищи (23%) из-за стресса в течение месяца;
  • 40% подростков отмечают чувство раздражения или злости, 35% жалуются на чувство тревоги или нервозности, 36% говорят о состоянии усталости, 31% отмечает состояние перегруженности из-за стресса за последний месяц;
  • Больше четверти подростков говорят, что избегают общения или резко сокращают часы времяпрепровождения с одноклассниками и друзьями в связи с накопившимся за месяц стрессом. 51% тинейджеров говорит, что они чувствуют некое напряжение от стресса по крайней мере раз в месяц;
  • Подростки отмечают, что в течение академического года средний уровень их стресса достигает значения в 5,8 по 10-бальной шкале, по сравнению с показателем 4,6 в летний период.

Признаки стресса у подростков

Все подростки сталкиваются со стрессом, более того, нормально ощущать незначительный стресс, это естественно. Однако многие ребята переживают сильный стресс, который негативно сказывается на учёбе, отношениях и других сферах их жизни. Стресс может проявляться по-разному, иногда его последствия можно спутать с типичным подростковым поведением.

Очень важно знать, на что обращать внимание, когда мы говорим о стрессе в подростковом возрасте:

эмоциональные «качели»: ребенок может казаться возбужденным, взволнованным, и/или подавленным. Обращайте внимание на подобные перемены настроения.

телесные изменения: будучи в стрессе подростки склонны чаще заболевать, жаловаться на головные и зубные боли, аномальные боли и дискомфорт.
изменения в привычках: обратите внимание на смену пищевых привычек пищи и режима сна, поведенческие изменения в повседневной деятельности.

когнитивные (умственные) изменения: вы можете отметить ухудшение концентрации внимания, забывчивость и/или невнимательность.

Распространенные причины стресса у подростка

Подростки разные и стресс может быть вызван различными факторами. Результаты исследования в Америке показывают, что в данном возрасте можно выделить некоторые общие причины возникновения стресса.

Лучший способ понять как ваш подросток переживает стресс и в чём причина этого стресса – установить открытые отношения и начать доверительный диалог с ребенком.

Родителю важно дать понять подростку, что стресс – это нормально, и взрослый может также поделиться способами совладания со стрессом.

Стресс от учебы

От оценок на занятиях до баллов ЕГЭ, стресс от учебы сильно сказывается на жизни подростка. Многие переживают по поводу своей академической успеваемости, боятся, что не будут соответствовать ожиданиям родителей и учителей, и не хотят отставать от своих одноклассников. Неумение распределять свое время и большой объем заданий также отягощает стресс, который связан со школьной жизнью.

Социальный стресс

Подростки большое внимание уделяют своей социальной жизни. Они проводят большую часть своего времени со сверстниками, и процесс поиска и идентификации себя в подростковом сообществе временами может быть связан с попаданием в стрессовые ситуации. Буллинг (школьная травля) и прочее агрессивное поведение не редкость в подростковой среде и являются очевидными источниками стресса.

Но также к непростым жизненным задачам подросткового периода можно отнести столкновение с межличностными конфликтами, переживание первых романтических чувств и т.д. Оценка и отношение со стороны сверстников – дополнительный источник неприятных переживаний.

В попытках установить и поддерживать дружеские отношения, подростки часто выходят из своей зоны комфорта для того, чтобы сблизиться с другими людьми.

Разногласия в семье

Все, что происходит с членами семьи, отражается на душевном состоянии подростка. Нереалистичные надежды, супружеские проблемы, напряженные отношения среди братьев и/или сестер (включая сиблинговый буллинг), болезни близких родственников, и финансовые сложности в семье – все это способно резко повысить уровень стресса в жизни подростка.

События в мире

Перестрелки в школах, теракты, глобальные катастрофы волнуют родителей, но также могут быть источниками стресса у подростков.

Данная возрастная категория обычно погружена в поток новостей, не меньше, чем их родители, а то и вовсе 24 часа в сутки.

Все события, которые попадают в их поле зрения, в стране или в мире, заставляют подростка рефлексировать на разные темы, в том числе думать о своей личной безопасности и безопасности своей семьи.

Травматические события

Смерть члена семьи или друга, несчастные случаи, болезнь или продолжительное эмоциональное/физическое насилие может сильно повлиять на уровень стресса у подростка. Также важно отметить, что не менее 10% подростков сталкиваются с сексуальными домогательствами на свиданиях.

Перемены в жизни

Как и взрослые, подростки крайне чувствительны к переменам. Переезд, переход в новую школу, и перемены в семейной жизни (включая развод или появление новых членов в семье) могут спровоцировать повышение уровня стресса у подростка. Не имея опыта и навыка адаптации к жизненным изменениям, подобные перемены могут оказаться трудным испытанием для подростка.

Источник: http://tochka-centr.ru/2019/08/19/6-prichin-stressa-u-podrostkov/

Как подростку избавиться от стресса? • MAXIMUM Блог

Примеры стрессовых ситуаций у подростков
Как подростку избавиться от стресса?

Не каждый человек сегодня назовет себя стрессоустойчивым. Но если взрослые могут распознать у себя симптомы тревожности и обратиться за помощью, то детям приходится гораздо тяжелее. Ребенок не понимает, что с ним происходит, и не знает, как избавиться от плохого настроения.

В чем разница между стрессом взрослого и стрессом ребенка, как проявляется стрессовая ситуация и, главное, как родители могут помочь подростку справиться со сложностями — расскажем в статье.

Стресс детский и стресс взрослый — в чем разница?

Детские психологи признают: стресс у подростков — явление распространенное. Но не каждый родитель воспринимает это всерьез. Взрослые считают, что детям живется легче взрослых. Поэтому искренне не понимают, почему проблемы больших и маленьких кладут на одну чашу весов.

В чем разница между стрессом взрослого и ребенка? Она состоит в реакции организма на стрессовую ситуацию. Если взрослые знают, как распознать и справиться с тревогой, то дети начинают теряться и впадать в панику.

Детский стресс — это реакция ребенка на столкновение с чем-то новым, с чем он еще не умеет справляться. Что может стать причиной стресса у подростка?

  • Семейные ситуации — развод родителей, ссоры между членами семьи, рождение нового ребенка, переезд.
  • Проблемы в школе — снижение успеваемости, конфликт с учителем или с одноклассниками.
  • Личные ситуации — смерть домашнего любимца, ссора с близкими друзьями.

Как проявляется стресс у подростка? 5 признаков

Как родителям понять, что ребенок находится в стрессовом состоянии? Поможем распознать тревожные сигналы.

1. Ребенок испытывает страх

Подросток неожиданно начал чего-то бояться. И дело не в боязни темноты и «кроватных» монстров как в детстве. Что-то его всерьез беспокоит — он везде закрывает двери и постоянно проверяет замки. Страх ребенка говорит о стрессе.

2. Ребенок стал агрессивным

Подросток, прежде доброжелательный и отзывчивый, стал грубияном. Ни с того ни с сего. Швыряет вещи, хлопает дверьми, замахивается на окружающих и даже дерется. Взрослые должны знать, что агрессия — один из признаков стресса.

3. У ребенка часто меняется настроение

То обижается без причины, то веселится, то становится агрессивным. А иногда разговор со взрослыми доводит до истерики. Депрессия, подавленное состояние у подростков могут тянуться неделями. И это должно насторожить родителей.

4. Ребенок стал хуже учиться

О плохом психоэмоциональном состоянии подростка могут сказать и оценки в школьном журнале. Не всегда снижение успеваемости — это лень. Если ребенок начал плохо усваивать материал, забывать о домашнем задании, терять интерес и уставать на уроках — он находится в стрессе.

5. Ребенок одинок

Стресс у подростка может проявляться и в стремлении к одиночеству. Ребенок становится замкнутым, боится заводить новые контакты, избегает компаний и просто не хочет общаться.

5 способов помочь подростку избавиться от стресса

Когда ваш ребенок хорошо справляется со сложными ситуациями, укрепляется его вера в себя. Его организм становится более устойчивым и выносливым. Как родители могут помочь подростку избавиться от стресса? Даем пять советов.

Совет № 1. Выражаем эмоции

Научите подростка распознавать свои эмоции и не бояться их проявлять. Ребенок не должен стесняться признаваться в любви, говорить об обиде, боли или страхе. Посмотрите вместе фильм или откройте книгу, развивайте с их помощью эмоциональный интеллект школьника.

Совет № 2. Переключаем внимание

Что именно способно успокоить вашего ребенка в стрессовой ситуации? Это нужно знать, чтобы научить подростка отвлекаться. Спортивные секции или творческие кружки, туристический поход, киносеанс, семейный ужин — все это может снять стресс. Главное — понять, что именно.

Совет № 3. Просим о помощи

Объясните сыну или дочери, что просить о помощи — не значит проявлять слабость. Если вам удалось завести откровенный разговор, и ребенок решил поделиться своими переживаниями — поддержите его. И не упрекайте его этими минутами слабости в будущем.

Совет № 4. Готовим к стрессовым ситуациям

Каждому человеку когда-нибудь придется столкнуться со стрессом. И вашему ребенку тоже. Помогите ему подготовиться. Это может быть игра в прятки, для детей постарше подойдут квесты, участие в школьных конкурсах, выставках, спортивных состязаниях. Подросткам предложите настольные или полезные компьютерные игры. Они развивают логическое мышление, интуицию и учат детей общаться.

В книгах герои часто попадают в стрессовые ситуации и находят из них выход. Попробуйте придумывать такие вместе с ребенком и обсуждайте возможный выход из сложных обстоятельств.

Совет № 5. Правильно питаемся и соблюдаем режим дня

Все просто: чтобы бороться со стрессом, организму нужен запас энергии. А откуда ей взяться, если ваш ребенок пачками ест чипсы, запивая газировкой, а по ночам играет в компьютерные игры? Все необходимые витамины и микроэлементы приходят в организм с полезной пищей, а энергия накапливается, когда мы вовремя отдыхаем.

Не забывайте следить за питанием ребенка и собственным питанием: с возрастом привычка есть полезную еду становится только важнее. И со сном происходит тоже самое.

В подростковом возрасте тяжело сохранять спокойствие и без стресса. Поэтому так важно научить ребенка справляться со сложными ситуациями и сохранять душевное равновесие. Тем более, что стрессоустойчивость пригодится и во взрослой жизни.

Попробуйте вместе учиться избавляться от стресса. Это поможет и вам, и вашему ребенку. А еще общение поможет вам понять подростка и стать ближе.

Источник: https://blog.maximumtest.ru/post/stress.html

МнениеЛекаря
Добавить комментарий